Никола́й Васи́льевич Го́голь — русский прозаик, драматург,
поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы.
Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.
Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.
Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.
Уже в
гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала
большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая
судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно,
мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его
творчества.
Гоголь
отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал
себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было
также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на
количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают
наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный
писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.
Широко
известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных
количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы
потом грызть его в течение дня.
Гоголь
стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил
художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах
Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя
были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть "Нос".
Сюжет
"Ревизора" был основан на реальных событиях, и был подсказан писателю
Пушкиным. И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над
"Ревизором", когда Гоголь решал покончить с произведением.
Знаменитое
произведение писателя "Вий" скорее всего было от начала до конца
вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал
народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета
"Вия" в народном фольклоре.
В конце
жизни психологическое состояние Гогля существенно ухудшилось, и он, видимо,
сильно попал под власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он
уничтожает продолжение "Мертвых душ". Также он распорядился чтобы его
надгробие соответствовало православныым канонам и велел не хоронить тело до тех
пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.
При
перезахоронении Гоголя, по одной из версий его голова была повернута в сторону,
а по другой - вообще отсутствовала, так как была похищена для коллекции
основателя театрального музея Алексея Бахрушина. Впоследствии эта версия была
обыграна Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита" в эпизоде с
похищением Бегемотом головы Берлиоза.
При
перезахоронении на новой м
огиле Гоголя решили установить бюст, а камень,
лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась
связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. После
этого в новом свете предстает фраза Булгакова, обращенная к Гоголю:
"Учитель, укрой меня своей шинелью".
Комментариев нет:
Отправить комментарий